Цели:
Образовательные:
-
- Закрепить знания об алгоритмах и способах записи алгоритмов путем решения практических задач.
- Познакомиться с графическими возможностями программы ПаскальАВС.
Развивающие:
-
- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
Воспитательные:
-
- бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям;
- дисциплинированность, любознательность.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос или тест на компьютере. На усмотрение учителя выставляются отметки. Проверить выполнение задачи begin6;
- Изучение нового материала. Используем видеокурс:
Урок 18. Знакомство с модулем GraphABC и некоторыми его командами.
Вспомнить систему координат.
- Изображение, которое мы видим на экране компьютера, представлено в виде пикселей.
- Координаты в рисунке считаются по пикселям (приводим пример игра «Морской бой»)
- Подключаем графический модуль и начинаем объяснять материал на простом примере, вводя основные команды библиотеки GraphABS.
- Точка - SetPixel(x,y,color) - Закрашивает цветом color точку с координатами (x, y);
- Отрезок - Line(x1,y1,x2,y2) - Рисует отрезок из точки с координатами (x1,y1) в точку с координатами (x2,y2);
- окружность - Circle(x,y, radius) - Рисует окружность с центром в точке с координатами (x,y) и радиусом radius.
- прямоугольник - Rectangle(x1,y1,x2,y2) - Рисует контур прямоугольника со сторонами параллельными сторонам экрана. Точки с координатами (x1, y1) и (x2, y2) определяют диагональные вершины прямоугольника.
- Для закрепления изученного материала выполнить программу в результате выполнения которой будет нарисована рожица.
- Перед выполнением задания записать в
тетрадь команды, которые мы сегодня
изучили.
- Рефлексия.
Задание на дом:
- Выучить команды и их характеристики.
(наизусть).
- Составить в тетради программу,
в результате выполнения которой, вы
получите задуманный рисунок.
Графические примитивы
procedure SetPixel(x,y,color: integer);
Закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color.
function GetPixel(x,y): integer;
Возвращает текущее значение цвета для пиксела с координатами (x,y).
procedure MoveTo(x,y: integer);
Передвигает невидимое перо к точке с координатами (x,y); эта функция работает в паре с функцией LineTo(x,y).
procedure LineTo(x,y: integer);
Рисует отрезок от текущего положения пера до точки (x,y); координаты пера при этом также становятся равными (x,y).
procedure Line(x1,y1,x2,y2: integer);
Рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2).
procedure Circle(x,y,r: integer);
Рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r.
procedure Ellipse(x1,y1,x2,y2: integer);
Рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
procedure Rectangle(x1,y1,x2,y2: integer);
Рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
procedure RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h: integer);
Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h – ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.
procedure Arc(x,y,r,a1,a2: integer);
Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 – вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).
procedure Pie(x,y,r,a1,a2: integer);
Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
procedure Chord(x,y,r,a1,a2: integer);
Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
procedure TextOut(x,y: integer; s: string);
Выводит строку s в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s).
procedure FloodFill(x,y,color: integer);
Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).
procedure FillRect(x1,y1,x2,y2: integer);
Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
procedure Polygon(var a; n: integer);
Строит ломаную по n точкам, координаты которых заданы в массиве a элементов типа Point.
procedure Polyline(var a; n: integer);
Строит замкнутую ломаную по n точкам, координаты которых заданы в массиве a элементов типа Point.
Цветовые константы и функции для работы с цветом
Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами. Тип ColorType, описывающий цвет, определен следующим образом:
type ColorType=integer;
Стандартные цвета задаются символическими константами:
clBlack – черный
clPurple – фиолетовый
clWhite – белый
clMaroon – темно-красный
clRed – красный
clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый
clBrown – коричневый
clBlue – синий
clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый
clCream – кремовыйclAqua – бирюзовый
clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый
clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый
clLime – ярко-зеленый
clMoneyGreen – цвет зеленых денег
clLtGray – светло-серый
clDkGray – темно-серый
clMedGray – серый
clSilver – серебряный
Для работы с цветами используются следующие функции.
function RGB(r,g,b: integer): ColorType;
Возвращает целое значение, являющееся кодом цвета, который содержит красную, зеленую и синюю составляющие с интенсивностями r, g и b соответственно (r, g и b – целые в диапазоне от 0 до 255, причем, 0 соответствует минимальной интенсивности, 255 – максимальной).
function GetRed(color: ColorType): integer;
Выделяет красную составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255);
function GetGreen(color: ColorType): integer;
Выделяет зеленую составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255);
function GetBlue(color: ColorType): integer;
Выделяет синюю составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255).
Действия с пером
function PenX: integer;
function PenY: integer;
Возвращают текущие координаты пера.
procedure SetPenColor(color: integer);
Устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.
function PenColor: integer;
Возвращает текущий цвет пера.
procedure SetPenWidth(w: integer);
Устанавливает ширину пера, равную w пикселам.
function PenWidth: integer;
Возвращает текущую ширину пера.
procedure SetPenStyle(ps: integer);
Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
function PenStyle: integer;
Возвращает текущий стиль пера.
Действия с кистью
procedure SetBrushColor(color: integer);
Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color.
function BrushColor: integer;
Возвращает текущий цвет кисти.
procedure SetBrushPicture(fname: string);
Устанавливает в качестве образца для закраски кистью образец, хранящийся в файле fname, при этом текущий цвет кисти при закраске игнорируется.
procedure ClearBrushPicture;
Очищает рисунок-образец, выбранный для кисти.
procedure SetBrushStyle(bs: integer);
Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.
function BrushStyle: integer;
Возвращает текущий стиль кисти.
Действия со шрифтом
procedure SetFontColor(color: integer);
Устанавливает цвет шрифта.
function FontColor: integer;
Возвращает текущий цвет шрифта.
procedure SetFontSize(sz: integer);
Устанавливает размер шрифта в пунктах.
function FontSize: integer;
Возвращает текущий размер шрифта в пунктах.
procedure SetFontName(name: string);
Устанавливает наименование шрифта.
function FontName: string;
Возвращает текущее наименование шрифта.
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans Serif.
Наиболее распространенные шрифты – это Times, Arial и Courier New.
Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
procedure SetFontStyle(fs: integer);
Устанавливает стиль шрифта.
function FontStyle: integer;
Возвращает текущий стиль шрифта.
Стили шрифта задаются следующими именованными константами:
fsNormal – обычный;
fsBold – жирный;
fsItalic – наклонный;
fsBoldItalic – жирный наклонный;
fsUnderline – подчеркнутый;
fsBoldUnderline – жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline – наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline – жирный наклонный подчеркнутый.
function TextWidth(s: string): integer;
Возвращает ширину строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
function TextHeight(s: string): integer;
Возвращает высоту строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
Действия с рисунками
Работа с рисунками в модуле GraphABC производится либо с помощью описателей (целых чисел, однозначно определяющих рисунок), либо с помощью объектов класса Picture. Работа с помощью описателей позволяет манипулировать рисунками, используя обычные поцедуры и функции и не используя классы.
Каждый рисунок, хранящийся во время работы программы в оперативной памяти, имеет описатель (дескриптор), представляющий собой целое число. Это число возвращается функцией загрузки рисунка из файла LoadPicture, а также функцией создания рисунка CreatePicture, после чего передается в качестве первого параметра во все остальные процедуры и функции работы с рисунками.
function LoadPicture(fname: string): integer;
n:=LoadPicture(fname) – загружает рисунок из файла с именем fname в оперативную память и возвращает описатель рисунка в целую переменную n; если файл не найден, то возникает ошибка времени выполнения. Загружать можно рисунки в формате .bmp, .jpg или .gif.
procedure SavePicture(n: integer; fname: string);
Сохраняет рисунок с описателем n в файл с именем fname. Рисунки можно сохранять в формате .bmp, .jpg или .gif.
procedure DrawPicture(n,x,y: integer);
Выводит рисунок с описателем n в позицию (x,y) графического окна.
procedure DrawPicture(n,x,y,w,h: integer);
Выводит рисунок с описателем n в позицию (x,y) графического окна, масштабируя его размеры к ширине w и высоте h. Если w<0, то рисунок зеркально отражается относительно вертикальной прямой, проходящей через x, если же h<0, то рисунок зеркально отражается относительно горизонтальной прямой, проходящей через y.
procedure DrawPicture(n: integer; x,y: integer; r: Rect);
Выводит часть рисунка с описателем n, заключенную в прямоугольнике r, в позицию (x,y) графического окна.
procedure DrawPicture(n: integer; x,y,w,h: integer; r: Rect);
Выводит часть рисунка с описателем n, заключенную в прямоугольнике r, в позицию (x,y) графического окна, масштабируя его размеры к ширине w и высоте h. Если w<0, то рисунок зеркально отражается относительно вертикальной прямой, проходящей через x, если же h<0, то рисунок зеркально отражается относительно горизонтальной прямой, проходящей через y.
procedure CopyRect(n: integer; dest: Rect; n1: integer; src: Rect);
Копирует часть рисунка с описателем n1, заключенную в прямоугольнике src, в прямоугольник dest рисунка с описателем n.
procedure DestroyPicture(n: integer);
Удаляет рисунок с описателем n из оперативной памяти, описатель рисунка при этом становится недействительным.
procedure SetPictureSize(n,w,h: integer);
Устанавливает размер рисунка с описателем n равным w на h пикселей.
function PictureWidth(n: integer): integer;
Возвращает ширину рисунка с описателем n.
function PictureHeight(n: integer): integer;
Возвращает высоту рисунка с описателем n.
function PictureTransparent(n: integer): boolean;
Возвращает режим прозрачности рисунка с описателем n.
function CreatePicture(w,h: integer): integer;
Создает рисунок ширины w и высоты h и возвращает его описатель.
function CreatePictureFromRect(r: Rect): integer;
Создает рисунок из прямоугольника r графического окна и возвращает его описатель.
function CreatePictureFromScreenBufferRect(r: Rect): integer;
Создает рисунок из прямоугольника r внеэкранного буфера графического окна и возвращает его описатель.
procedure SetPictureTransparent(n: integer; b: boolean);
Устанавливает (b=True) или отключает (b=False) режим прозрачности при рисовании рисунка с описателем n. Если b=True, то при его рисовании фон не отображается. Фоновым считается цвет левого нижнего пиксела рисунка.
function ImageIntersect(n1,n2: integer): boolean;
Определяет, пересекаются ли изображения на рисунках с описателями n1 и n2. Рисунки должны иметь одинаковый размер. Белый цвет на рисунке считается прозрачным. Изображения на рисунках считаются пересекающимися, если имеется хотя бы один пиксел, который не прозрачен и имеет одни и те же координаты для обоих рисунков.
function StandardImageFolder: string;
Возвращает стандартный каталог для картинок (обычно MediaImages).
procedure FlipPictureHorizontal(n);
Зеркально отображает картинку с описателем n относительно горизонтальной оси симметрии.
procedure FlipPictureVertical(n);
Зеркально отображает картинку с описателем n относительно вертикальной оси симметрии.